Учебный контент и особенности его подготовки
Психолого-педагогические аспекты
При подготовке учебного контента (интерактивные конспекты, мультимедиа презентации и т.п.) необходимо учитывать:
- общедидактические принципы подготовки учебных материалов;
- психологические особенности восприятия информации с экрана и на печатной основе;
- эргономические требования представления информации на экране и бумажном носителе.
Одновременно следует стремиться максимально эффективно использовать возможности, предоставляемые современными образовательными информационными технологиями.
Важные психолого-педагогические аспекты разработки учебного контента и использования электронных образовательных ресурсов:
Необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего урока. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед школьниками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки школьника, а также качество представления учебного контента не оправдывает его ожиданий. Необходимо учитывать, что современные школьники живут в активной (агрессивной) информационной среде, в период гиперактивного технического прогресса. Большинство имеют неограниченный доступ к компьютерам, интернету, являются активными участниками сетевых сообществ.
Постановка учебной цели
Цели и задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в ходе урока.
Создание предпосылок к восприятию учебного материала
Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства, памятки, опорные схемы и т.д.), входящие в комплект учебника или подготовленные самим преподавателем.
Подача учебного материала
Форма и метод подачи материала определяются в зависимости от решаемых учебных задач. Важной задачей является корректное оформление порций учебного материала (слайд, кадр, страница конспекта и т.д.), выводимых на монитор или поверхность интерактивной доски.
Рекомендуемые форматы для разного типа информации
Тип информации |
Форма представления информации |
Общие понятия, определения и т.п. |
Заголовки, списки, текст в свободном виде |
Списки, последовательности, упорядоченные данные |
Нумерованные и ненумерованные (маркированные) списки, текст в виде колонок |
Физические объекты |
Рисунки и фотографии |
Информация, распределенная по территории (контакты, поездки, наблюдения и т.д.) |
Карты |
Идеи, концепции, гипотезы и т.п. |
Модели, диаграммы Венна, диаграммы мозговых штурмов |
Процессы, проекты, организация работ |
Блок-схемы, сетевой график, диаграмма Гантта, бизнес-процесс (work-flow) |
Организационные структуры |
Организационные схемы |
Точные цифровые данные |
Таблицы |
Количественные значения, объемы, соотношения на фиксированных шкалах |
Столбчатые диаграммы |
Изменения и тенденции во времени |
Линейные графики, объемные (площадные) графики |
Доли, части от целого |
Круговые диаграммы, диаграммы 100 % состава |
Реальные процессы и явления |
Аудио, видео фрагменты (ролики, клипы) |
Общая структура учебного контента
Начало (знакомство). Титульная страница (наименование образовательного учреждения, тема урока, фамилия, имя, отчество, учёная степень, звания и другие титулы учителя). Далее страница с содержанием или целями и задачами урока.
Основное содержание урока. Изложение нового материала, задания для фронтальной и самостоятельной работы, материал для повторения и т.д. Важно следить за тем, чтобы содержание страниц учебного контента обеспечивало достижение поставленных целей урока.
Завершение урока. Страницы, содержащие заключение (выводы), вопросы для самоконтроля, перечень рекомендуемой литературы, домашнее задание, полезные ссылки и т.д.
Общие рекомендации по оформлению страниц учебного контента
Параметр |
Рекомендации |
Стиль |
|
Фон |
|
Использование цвета |
|
Анимационные эффекты |
|
Общие рекомендации по представлению информации на страницах учебного контента
Параметр |
Рекомендации |
|
Содержание информации |
|
|
Расположение информации на странице |
|
|
Шрифты |
|
|
Способы выделения информации |
|
|
Объем информации |
|
|
Виды страниц учебного контента |
|
Общие рекомендации по оформлению графического материала страниц учебного контента
- сделайте изображения соответствующими той информации, которую вы хотите передать;
- сделайте графическую информацию простой (избегайте «экранных головоломок»);
- не делайте изображений, отвлекающих от содержания урока;
- используйте наиболее реалистичные и достоверные изображения (модели) реальных объектов, явлений, а также наиболее точные карты;
- используйте рисунки для упрощения восприятия информации («…лучше один раз увидеть…»).
- Общие рекомендации по оформлению диаграмм и графиков на страницах учебного контента:
- диаграммы и графики должны быть простыми и понятными, избегайте пересекающихся линий (пучков), стрелок и т.п.;
- ограничьте объем отображаемой информации, сложные диаграммы показывайте фрагментами на отдельных страницах;
- используйте встроенные надписи, поясняющие стадии или уровни диаграмм;
- избегайте использования сокращений, если они ясно не определены;
- выделяйте различные части диаграмм разными контурами, символами или цветом;
- различайте линии графика и линии страницы (линии страницы должны быть светлее и тоньше, чем те, которые несут количественную информацию на графике);
- сведите к минимуму применение на странице с графиком (диаграммой) вспомогательных (оформительских) меток и символов;
- поддерживайте единый стиль для диаграмм и графиков всего учебного контента;
- подбирайте сложность диаграмм в соответствии с уровнем подготовки учащихся.