Проведение совместных с ППС разработки в области методики преподавания профилирующих дисциплин
Основной целью изучения дисциплин специальностей 5В060800 – «Экология», 5В073100 – «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды» представляется в формирование экологических знаний, являющихся теоретическим фундаментом всех природоохранных мероприятий, в том числе, мероприятий по обеспечению экологической безопасности человека, сохранению его здоровья, экологизация сознания и воспитание экологической культуры. Это позволит будущему специалисту использовать экологические знания не только в узкопрофессиональных интересах, но и содействовать выходу общества из экологического кризиса и движению по пути устойчивого развития.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: территориальные управления охраны окружающей среды, национальные парки, заповедники, заказники, биосферные резерваты, промышленные предприятия, агропромышленные комплексы, полигоны, объекты энергетики, АЭС, организации образования, научно-исследовательские институты и центры.
Обязательным условием эффективной реализации компетентностного подхода и одним из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов кафедры «Экологии и БЖД» Казахстанского университета инновационных и телекоммуникационных систем является разработка и внедрения новых методов обучения.
С 2018 года на кафедре разработан и внедрен метод Портирования, основная цель которого достичь максимальной адаптации студентов к производственной среде, этот метод включает в себя проведение практических занятии на базе социального партнера университета, с непосредственным участием специалиста предприятия.
Внедрение данного метода побуждает студентов к активной мыслительной деятельности, сопоставление и применение теоретических знаний, полученных в стенах университета с практикой, также данный метод способствует углублению научно-теоретических знаний и овладению определенными методами самостоятельной работы, которое формирует практические умения (вычислений, расчетов, использования таблиц, справочников и др.).
Анализ внедрения метода Портирования показывает его несомненное преимущество перед традиционным обучением, он направлен на решение системных задач:
- обеспечение соответствия квалификации выпускников университета к текущим и перспективным требованиям современного рынка труда;
- контроль качества подготовки квалифицированных кадров.
Хочется обратить внимание, что при изучении специальных дисциплин, которые обеспечивают профессиональную подготовку студента, здесь не наблюдается разрыва между теорией и практикой. У студента есть чёткое понимание того, что он изучает и зачем, как и где эти знания он сможет применить в работе. А это очень серьезная мотивация к получению новых профессиональных знаний.
Метод Портирования, также предусматривает трудоустройство студента в организацию или на предприятие социального партнера, то есть студент к окончанию университета имеет и стаж, и опыт работы, которые так ценят работодатели. Кроме того, коммуникативная адаптация к новому месту работы, к кругу обязанностей и к коллективу проходит для студента безболезненно.
Так, при проведении занятия методом Портирования для студентов группы Экология-341 ОП «5В060800 – «Экология», при изучении профилирующей дисциплины «Экологический мониторинг», по теме «Атмосферный воздух и его защита» для создания образовательной среды, в которой возможно достижение понимания проблемы данной темы после теоретической подготовки, в соответствии с рабочей учебной программой, было организованно и проведено практическое занятие на базе социального партнера Республиканское государственное учреждение «Департамент экологии Западно Казахстанской области Комитета экологического регулирования и контроля Министерства энергетики Республики Казахстан.
Основной целью проведения данного мероприятия было повышение уровня качества знаний в области безопасности и защиты атмосферного воздуха, ориентированный на изменения мышления людей; умение распознавать угрозу, определять вид и место положения предпологаемой угрозы, размер возможных последствий загрязнения атмосферного воздуха, оказание первой медицинской помощи; правило поведения в условиях чрезвычайной ситуации в случае угрозы жизни и здоровья человека, потери материальных ценностей и т.д.
В ходе занятия студенты были ознакомлены с лабораторным оборудованием и методами контроля чистоты и влажности воздуха.
Были проведены лабораторные замеры дымовых газов с помощью Газоанализатора Testo 310.
Данная модель оснащена датчиками О2 и СО, зондом отбора пыли со встроенным сенсором температуры. Что позволяет точно расчитать количество кислорода и угарного газа. Прибор предназначен для контроля дымовых газов, анализируя полученную информацию расчитывает содержания СО2 и КПД работы котлов.
На основании полученных результатов и полученных сведений обучающиеся могли сделать вывод о том, что Угарный газ является ядовитым веществом, образуется от неправильного процесса сгорания. При проникновение в организм нарушает порядок насыщения кислородом, в тяжелых случаях возможен летальный исход, систематическое отслеживание наличие CO в помещениях с повышенной опасностью жизненно необходимо.
Методика Портирования применяется также при изучении специальных дисциплин по ОП 5В073100 «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды», одна из них «Тактика спасательных работ и ликвидации последствий ЧС» тема занятия прошедшего на базе ГУ «Оперативно-спасательный отряд Департамента по чрезвычайным ситуациям Западно- Казахстансокой области (г.Уральск) Комитета по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел станции Республики Казахстан», где студенты имели уникальную возможность совместить теоретические знания с практикой.
По итогам данного занятия было проведено обобщение и сделаны следующие выводы - занятия на базе социального партнера обогащают знания учащихся; устанавливают связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развивают творческие способности обучащихся, организованность; воспитывают положительное отношение к обучению в целом.
Срез знаний по специальным дисциплинам и выходному анкетированию студентов по улучшению качества предоставляемых образовательных услуг показывает, что данный метод Портирования, несомненно, способствует развитию научно-исследовательской деятельности студентов выпускных групп, способности и готовности к выполнению профессиональных функций в научных и образовательных организациях.
Диаграмма результатов внедрения метода Портирования в учебный процесс за 3 года
Анализируя данную диаграмму можно отметить рост качества знания за три года внедрения данного метода до 80 %, с небольшим снижением показателей за период 2020-2021 учебный год (период пандемии),
Если 2018-19 учебном году 64 % респондентов отмечали преимущество метода Портирования перед другими методиками обучения, то 2020 году уже 82 % студентов заявили о том, что данный метод позволяет им лучше понять необходимость дополнительного образования по специальным дисциплинам, появляется четкое понимание того, что он изучает и зачем, как и где эти знания респондент сможет применить в работе. Спад за 2020-21 учебный год объясняется не полным обхватом анкетирования студентов.