Правила оформления учебного контента

Учебный контент и особенности его подготовки

 

Психолого-педагогические аспекты

При подготовке учебного контента (интерактивные конспекты, мультимедиа презентации и т.п.) необходимо учитывать: 

  • общедидактические принципы подготовки учебных материалов;
  • психологические особенности восприятия информации с экрана и на печатной основе;
  • эргономические требования представления информации на экране и бумажном носителе.

 

Одновременно следует стремиться максимально эффективно использовать возможности, предоставляемые современными образовательными информационными технологиями.

 

Важные психолого-педагогические аспекты разработки учебного контента и использования электронных образовательных ресурсов:

Мотивация

Необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего урока. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед школьниками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки школьника, а также качество представления учебного контента не оправдывает его ожиданий. Необходимо учитывать, что современные школьники живут в активной (агрессивной) информационной среде, в период гиперактивного технического прогресса. Большинство имеют неограниченный доступ к компьютерам, интернету, являются активными участниками сетевых сообществ.

Постановка учебной цели

Цели и задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в ходе урока.

Создание предпосылок к восприятию учебного материала

Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства, памятки, опорные схемы и т.д.), входящие в комплект учебника или подготовленные самим преподавателем.

Подача учебного материала

Форма и метод подачи материала определяются в зависимости от решаемых учебных задач. Важной задачей является корректное оформление порций учебного материала (слайд, кадр, страница конспекта и т.д.), выводимых на монитор или поверхность интерактивной доски.

 

 

Рекомендуемые форматы для разного типа информации

 

Тип информации

Форма представления информации

Общие понятия, определения и т.п.

Заголовки, списки, текст в свободном виде

Списки, последовательности, упорядоченные данные

Нумерованные и ненумерованные (маркированные) списки, текст в виде колонок

Физические объекты

Рисунки и фотографии

Информация, распределенная по территории (контакты, поездки, наблюдения и т.д.)

Карты

Идеи, концепции, гипотезы и т.п.

Модели, диаграммы Венна, диаграммы мозговых штурмов

Процессы, проекты, организация работ

Блок-схемы, сетевой график, диаграмма Гантта, бизнес-процесс (work-flow)

Организационные структуры

Организационные схемы

Точные цифровые данные

Таблицы

Количественные значения, объемы, соотношения на фиксированных шкалах

Столбчатые диаграммы

Изменения и тенденции во времени

Линейные графики, объемные (площадные) графики

Доли, части от целого

Круговые диаграммы, диаграммы 100 % состава

Реальные процессы и явления

Аудио, видео фрагменты (ролики, клипы)

 

 

Общая структура учебного контента

Начало (знакомство). Титульная страница (наименование образовательного учреждения, тема урока, фамилия, имя, отчество, учёная степень, звания и другие титулы учителя). Далее страница с содержанием или целями и задачами урока.

Основное содержание урока. Изложение нового материала, задания для фронтальной и самостоятельной работы, материал для повторения и т.д. Важно следить за тем, чтобы содержание страниц учебного контента обеспечивало достижение поставленных целей урока.

Завершение урока. Страницы, содержащие заключение (выводы), вопросы для самоконтроля, перечень рекомендуемой литературы, домашнее задание, полезные ссылки и т.д.

 

 

Общие рекомендации по оформлению страниц учебного контента

 

Параметр

 

Рекомендации

 

Стиль

  • соблюдайте единый стиль оформления
  • избегайте стилей, которые будут отвлекать от содержания урока
  • вспомогательная информация не должна преобладать над основной
  • используйте на всех страницах одинаковый стиль оформления (рамки, разделительные линии, размещение заголовков и др.)
 

Фон

  • фон должен быть однотонным
  • лучше использовать один фон для всех страниц (исключения: титульная и заключительная)
  • лучше использовать светлые холодные тона
  • если необходимо имитировать традиционную меловую доску, то можно использовать темно-зеленый или темно-коричневый цвет фона (при этом цвет основного текста должен быть белым)
  • не рекомендуется использовать красный фон (только в исключительных случаях)
 

Использование цвета

  • на одной странице рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста
  • лучше использовать для фона и текста контрастные цвета
  • необходимо обратить внимание на цвет гиперссылок (до и после использования)
 

Анимационные эффекты

  • допускается использование анимации для акцентирования, привлечения внимания к информации на странице
  • не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания страницы
  • на одной странице можно использовать не более одного эффекта
  • не следует применять «движущиеся» строки по горизонтали и вертикали

 

 

Общие рекомендации по представлению информации на страницах учебного контента

 

Параметр

 

Рекомендации

 

Содержание информации

  • используйте короткие слова и предложения
  • минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных
  • заголовки должны быть короткими и простыми
  • заголовки должны привлекать внимание учащихся
 
 

Расположение информации на странице

  • предпочтительно горизонтальное расположение информации
  • наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана
  • если на слайде располагается графический объект (рисунок, фотография и т.п.), надпись должна располагаться под ним
 
 

Шрифты

  • для заголовков – не менее 22
  • для основной информации не менее 18
  • шрифты без засечек легче читать с большого расстояния (Arial, Tahoma, Verdana и т.п.)
  • не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов в одном учебном контенте, тем более на одной странице
  • для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив, другой цвет букв или подчеркивание
  • не рекомендуется злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных)
  • не следует использовать узкое и (или) курсивное начертание шрифта для основного текста
 
 

Способы выделения информации

  • используйте средства выделения для акцентирования внимания учащихся на ключевых моментах (понятиях, объектах):
  1. рамки, границы, заливка
  2. штриховка, стрелки
  3. рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов
  • не злоупотребляйте средствами выделения информации
 
 

Объем информации

  • не стоит заполнять страницу большим объемом информации: единовременно можно запомнить не более двух-трех (в старших классах – не более четырех) фактов, выводов, определений
  • старайтесь передать одну мысль в одной строке
  • в каждой строке должно быть максимум 6 слов (40 символов)
  • на одной странице должно быть не более 4-7 строк текста, без учета заголовков
  • в списках должно быть не более 5-6 элементов
  • наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждой странице
  • количество страниц с текстовой и/или знаковой информацией не должно быть больше 15-20% общего количества страниц учебного контента (без учета динамических видеоматериалов)
 
 

Виды страниц учебного контента

  • Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды страниц учебного контента:
  1. с текстом;
  2. с таблицами;
  3. с диаграммами;
  4. с графиками;
  5. с рисунками и фотографиями
 
 
 
 

Общие рекомендации по оформлению графического материала страниц учебного контента

  • сделайте изображения соответствующими той информации, которую вы хотите передать;
  • сделайте графическую информацию простой (избегайте «экранных головоломок»);
  • не делайте изображений, отвлекающих от содержания урока;
  • используйте наиболее реалистичные и достоверные изображения (модели) реальных объектов, явлений, а также наиболее точные карты;
  • используйте рисунки для упрощения восприятия информации («…лучше один раз увидеть…»).
  • Общие рекомендации по оформлению диаграмм и графиков на страницах учебного контента:
  • диаграммы и графики должны быть простыми и понятными, избегайте пересекающихся линий (пучков), стрелок и т.п.;
  • ограничьте объем отображаемой информации, сложные диаграммы показывайте фрагментами на отдельных страницах;
  • используйте встроенные надписи, поясняющие стадии или уровни диаграмм;
  • избегайте использования сокращений, если они ясно не определены;
  • выделяйте различные части диаграмм разными контурами, символами или цветом;
  • различайте линии графика и линии страницы (линии страницы должны быть светлее и тоньше, чем те, которые несут количественную информацию на графике);
  • сведите к минимуму применение на странице с графиком (диаграммой) вспомогательных (оформительских) меток и символов;
  • поддерживайте единый стиль для диаграмм и графиков всего учебного контента;
  • подбирайте сложность диаграмм в соответствии с уровнем подготовки учащихся.

Проректор по науке

 

 image

Фамилия: Дусказиева

Имя: Жанар

Отчество: Нурлыбаевна

Дата рождения: 22.12.1970 г.р.

Ученая степень, ученое звание:  кандидат культурологии НУО « Казахстанского университета инновационных и телекоммуникационных систем, академический доцент

Общий стаж работы: 24года

   Стаж работы в отрасле: 22 года

   Стаж работы в данном трудовом коллективе: 12

Место рождения: Казахстан г.Уральск

ОПЫТ РАБОТЫ

 

1993 – 1995 гг. – учитель истории в СШ №19 г. Г.Уральска.

1995 – 1996 гг. – преподаватель общественных дисциплин Актюбинского колледжа транспорта и коммуникаций.

1996 – 2000 гг. – преподаватель, старший преподаватель Уральского кооперативного техникума.

2000 – 2006 гг. – зав. кафедрой СГД Института языков и менеджмента «Евразия».

2006 – по настоящее время – проректор по инновациям и трудоустройству Казахстанского Университета Инновационных и Телекоммуникационных Систем.

 

МОНОГРАФИИ:

 

1. Создание дуальных технологий образования при подготовке юристов. ISBN:978-3-659-74273-6. Год издания:2015. Издательство: Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing.

2.Зеленая экономика. ISBN: 978-3-659-81039-8. Год издания: 2016. Издательство: Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing.

 

ПУБЛИКАЦИИ: 

1. Этнокультурные традиции как фактор возрождения. Сборник статей научно-практической конференции «Билер соты-тәуелсіз Қазақстандағы сот төрелігінің ұлы бастауы» при Западно-Казахстанком областном суде.// 15 декабря 2017 г.

2. Влияние межкультурного взаимодействия на современную культуру казахского народа в условиях глобализации // Материалы Международной конференции «Культурное наследие в российско-казахстанском приграничье».19.12.2017 г.

3. Альтернативные модели развития казахской истории и культуры в XXI столетии // Вестник Московского государственного областного университета. 2016, № 1.

4. Духовный смысл казахской культуры // Вестник Московского государственного областного университета. 2016, № 2.

5. Формы сохранения и трансляции традиционной культуры в современном Казахстане // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2016, № 3.

6. К проблеме развития социо-гуманитарного знания в начале XXI столетия // Проблемы философии, культуры и образования в России XXI столетия. Выпуск 1. М., 2015 

7. Проблемы философии образования в переходные периоды // Проблемы философии, культуры и образования в России XXI столетия. Выпуск 1. М., 2015.

8. Моделирование перспектив развития мира в свете анализа духовно - нравственного состояния казахского общества // Проблемы философии, культуры и образования в России XXI столетия. Выпуск 1. М., 2015.

9. Вариативное моделирование развития казахской истории в контексте Нового мирового порядка // Перо. 2016, № 1.

10. Перспективы развития казахской культуры в XXI веке // Перо. 2016, № 1.

11. Ислам как фактов возрождения казахской духовной культуры // Перо. 2016, № 1.

12. Модели развития казахской культуры на современном этапе // Символическая Вселенная ребенка: между информацией и знанием. Сборник научных трудов. СПб., 2016

13. К проблеме моделей в науке XXI столетия // Проблемы философии, культуры и образования в России XXI столетия. Выпуск 2. М., 2016.

14. Лестница философии образования // Проблемы философии, культуры и образования в России XXI столетия. Выпуск 2. М., 2016.

15. Моделирование путей развития казахского общества сквозь призму его духовной платформы // Проблемы философии, культуры и образования в России XXI столетия. Выпуск 2. М., 2016.

16. Специфика метода вариативного моделирования истории // Проблемы философии, культуры и образования в России XXI столетия. Выпуск 3. М., 2016. 

17. Философия образования на рубеже тысячелетий // Проблемы философии, культуры и образования в России XXI столетия. Выпуск 3. М., 2016.

18. Стабилизационная модель развития Казахстана в начале XXI века // Проблемы философии, культуры и образования в России XXI столетия. Выпуск 3. М., 2016.

19. метод вариативного моделирования развития культуры // Проблемы философии, культуры и образования в России XXI столетия. Выпуск 4. М., 2016.

20. Место философии образования в системе культуры // Проблемы философии, культуры и образования в России XXI столетия. Выпуск 4. М., 2016.

21. Моделирование путей развития казахского общества сквозь призму его духовной платформы // Проблемы философии, культуры и образования в России XXI столетия. Выпуск 4. М., 2016.

22. ВНЕДРЕНИЕ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ. Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. № 7 (40).: сборник статей по материалам XL международной заочной научно-практической конференции. — М., Изд. «Интернаука», 2015. — 152 с. ISSN 2309-2742.

23. Юридическое мышление в категориях дуального образования. Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ Выпуск 4 - 2015 октябрь — декабрь.

24. Дуальные технологии образования: отечественный и зарубежный опыт и вопросы по его применения для повышения качества в деятельности практикующих юристов. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» http://naukovedenie.ru Том 7, №5.

25. ВНЕДРЕНИЕ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» http://naukovedenie.ru Номер: 7 (40)  Год: 2015

СВЕДЕНИЯ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ

 

 - Прошла обучение в ГБОУВО Московской области «Университет «Дубна» по программе «Современные технологии в образовании для устойчивого инновационного развития. 01.10.2015-16.10.2015. (Удостоверение).

 

- Успешно освоила дополнительную профессиональную образовательную программу в МБОУ ВО «Самарская академия государственного и муниципального управления» по программе «Современные технологии организации дистанционных форм обучения». 2.10.2015 - 30.10.2015 гг. (удостоверение).

 

- Приняла участие в работе круглого стола «Новое административное законодательство РК». 23.09.2016 г. Университет «Туран». (сертификат).

 

- Прошла курс «Инновационные формы обучения студентов ВУЗов» Академии государственной службы и управления. 19.12.2016 – 30.12.2016. Казахский педагогический Университет имени Абая. (сертификат).

 

- Приняла участие в семинаре «Қазақстан Республикасындағы адам саудасына қарсы әрекет саласындағы адам құқықтарын қорғаудың өзекті мәселелері». 10.11.1016 г. Департавмент внутренней политики ЗКО. (сертификат).

 

- Приняла участие в работе Международного научно-прктического Конгресса «Педагогика и психология XXI А:теория, методология, практика». 24-25.11.2016 г. Казахстанский инженерно-педагогический университет Дружбы народов. (сертификат).

 

- Приняла участие в семинаре-тренинге «Разработка внутривузовской системы обеспечения качества образования». 06.02.2016 г. Независимое агенство аккредитации и рейтинга. (сертификат).

 

- Прошла обучение по программе курса профессиональной переподготовки «Теоретические и прикладные основы проведения психофизиологических исследований с использованием полиграфа. 27.02.2016 г. Евразийская ассоциация полиграфологов. (Свидетельство).

 

НАГРАЖДЕНА: 

благодарственное  письмо от МОН РК (2015, 2018 г.), медалью «Қазақ елінің еғ үздік мұғалім».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ:

МАГИСТРАНТ БИЗНЕС-ШКОЛЫ «СИНЕРГИЯ» (Г.МОСКВА)

Прием документов онлайн

Центр обслуживания студентов On-line