12 февраля 2019
4206

Кафедра «Экологии и безопасности жизнедеятельности»

  

 

 

 

 

 

 

 

  

Проведение совместных с ППС разработки в области методики преподавания профилирующих дисциплин

    

       Основной целью изучения дисциплин специальностей 5В060800 – «Экология», 5В073100 – «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды» представляется в   формирование  экологических знаний, являющихся теоретическим фундаментом всех природоохранных мероприятий, в том числе, мероприятий по обеспечению экологической безопасности человека, сохранению его здоровья, экологизация сознания и воспитание экологической культуры. Это позволит будущему специалисту использовать экологические знания не только в узкопрофессиональных интересах, но и содействовать выходу общества из экологического кризиса и движению по пути устойчивого развития.

      Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: территориальные управления охраны окружающей среды, национальные парки, заповедники, заказники, биосферные резерваты, промышленные предприятия, агропромышленные комплексы, полигоны, объекты энергетики, АЭС, организации образования, научно-исследовательские институты и центры.

      Обязательным условием эффективной реализации компетентностного подхода и одним из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов кафедры «Экологии и БЖД»  Казахстанского университета инновационных и телекоммуникационных систем является разработка и внедрения новых методов обучения.  

      С 2018 года на кафедре разработан и  внедрен метод Портирования, основная цель которого достичь максимальной  адаптации студентов к производственной среде, этот метод включает в себя проведение практических занятии на базе социального партнера университета, с непосредственным участием специалиста предприятия.

 

       Внедрение данного метода побуждает студентов к активной мыслительной деятельности, сопоставление и применение теоретических знаний, полученных в стенах университета с практикой, также данный метод способствует углублению научно-теоретических знаний и овладению определенными методами самостоятельной работы, которое формирует практические умения (вычислений, расчетов, использования таблиц, справочников и др.).

 Анализ  внедрения   метода  Портирования  показывает его несомненное преимущество перед традиционным обучением,  он направлен на решение  системных задач:

  • обеспечение соответствия квалификации выпускников университета к текущим и перспективным требованиям современного рынка труда;
  • контроль качества подготовки квалифицированных кадров.

Хочется обратить внимание, что при изучении специальных дисциплин, которые обеспечивают профессиональную подготовку студента, здесь не наблюдается  разрыва между теорией и практикой. У студента есть чёткое понимание того, что он изучает и зачем, как и где эти знания он сможет применить в работе. А это  очень серьезная мотивация к получению новых  профессиональных знаний.

Метод Портирования, также  предусматривает трудоустройство студента в организацию или на предприятие социального партнера, то есть студент к окончанию университета  имеет и стаж, и опыт работы, которые так ценят работодатели. Кроме того, коммуникативная адаптация  к новому месту работы, к кругу обязанностей и к коллективу проходит для студента безболезненно.

    Так, при проведении занятия методом Портирования для студентов группы Экология-341 ОП «5В060800 – «Экология», при изучении профилирующей  дисциплины  «Экологический мониторинг», по теме «Атмосферный воздух и его защита» для создания образовательной сре­ды, в которой возможно достижение понима­ния проблемы данной темы после теоретической подготовки, в соответствии с рабочей учебной программой, было организованно и проведено практическое занятие на базе  социального партнера  Республиканское государственное учреждение «Департамент экологии  Западно Казахстанской области Комитета экологического регулирования и контроля Министерства энергетики Республики Казахстан. 

Основной целью проведения данного  мероприятия  было повышение уровня качества знаний в области безопасности и защиты атмосферного воздуха, ориентированный на изменения мышления людей; умение распознавать угрозу, определять  вид и место положения предпологаемой угрозы, размер возможных последствий загрязнения атмосферного воздуха,  оказание первой медицинской помощи; правило поведения  в условиях чрезвычайной ситуации в случае угрозы жизни и здоровья человека, потери материальных ценностей и т.д.

            В ходе занятия  студенты были ознакомлены  с лабораторным оборудованием и методами  контроля  чистоты и влажности воздуха.

Были проведены лабораторные замеры дымовых газов  с помощью Газоанализатора Testo 310.

Данная модель оснащена датчиками  О2 и СО,  зондом отбора пыли со встроенным сенсором температуры. Что позволяет  точно расчитать количество кислорода и угарного газа. Прибор предназначен для контроля дымовых газов, анализируя полученную информацию расчитывает содержания СО2 и КПД работы котлов.

На основании полученных результатов и полученных сведений обучающиеся могли сделать вывод о том, что Угарный газ является ядовитым веществом, образуется от неправильного процесса сгорания. При проникновение в организм нарушает порядок насыщения кислородом, в тяжелых случаях возможен летальный исход, систематическое отслеживание наличие CO в помещениях с повышенной опасностью жизненно необходимо.

Методика Портирования применяется также при изучении специальных дисциплин по ОП 5В073100  «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды», одна из них «Тактика спасательных работ и ликвидации последствий ЧС»  тема занятия прошедшего на базе ГУ «Оперативно-спасательный отряд Департамента по чрезвычайным ситуациям Западно- Казахстансокой области (г.Уральск)  Комитета по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел  станции Республики Казахстан», где студенты имели уникальную возможность совместить теоретические знания с практикой.  

По итогам данного занятия  было проведено обобщение и сделаны следующие выводы - занятия  на базе социального партнера  обогащают знания учащихся; устанавливают связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развивают творческие способности обучащихся, организованность; воспитывают положительное отношение к обучению в целом.

Срез знаний  по специальным  дисциплинам и выходному анкетированию студентов по улучшению качества предоставляемых образовательных услуг показывает, что данный  метод  Портирования, несомненно, способствует развитию научно-исследовательской деятельности  студентов выпускных групп, способности и готовности к выполнению профессиональных функций в научных и образовательных организациях.

  

 

Диаграмма результатов внедрения  метода  Портирования в учебный процесс за 3 года

 

 

Анализируя данную диаграмму можно отметить рост качества знания за три года внедрения данного метода  до 80 %, с небольшим снижением показателей за период 2020-2021  учебный год (период пандемии),

Если 2018-19 учебном году 64 %  респондентов  отмечали преимущество метода Портирования перед другими методиками обучения, то 2020 году уже 82 % студентов заявили о том, что данный метод позволяет им лучше понять необходимость дополнительного образования по специальным дисциплинам,   появляется четкое понимание того, что он изучает и зачем, как и где эти знания респондент  сможет применить в работе. Спад  за  2020-21 учебный  год объясняется не полным обхватом анкетирования студентов.